Результаты работы по досудебному урегулированию налоговых споров за 1 квартал 2021 года

За 1 квартал 2021 года в Управление Федеральной налоговой службы по Курской области поступило 88 жалоб, что на 35,4% больше количества поступивших за аналогичный период 2020 года.

За указанный период рассмотрено 97 жалоб. Из них - 42 жалобы юридических лиц, 32 жалобы индивидуальных предпринимателей, 23 жалобы физических лиц.

Основными причинами возникновения налоговых споров являются:

- отказ налогового органа в возмещении НДС;

- неправильное применение налогоплательщиками законодательства РФ о налогах и сборах;

- доначисление ЕНВД, авансовых платежей по УСН по причине уменьшения суммы налога подлежащей к уплате в бюджет на сумму неправомерно учтенных расходов;

 - доначисление налога по УСН в связи с не включением в налогооблагаемую базу операций, подлежащих налогообложению;

-неправомерное применение имущественных налоговых вычетов по НДФЛ физическими лицами, фактически осуществляющими предпринимательскую деятельность без постановки на учет в налоговом органе в качестве ИП;

- привлечение к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 119,122,126, 123 НК РФ.

Из рассмотренных жалоб удовлетворена (в том числе частично) 51 жалоба, что составляет 52,6 % от общего количества рассмотренных.

Оспариваемая сумма по рассмотренным жалобам составила 1,3 млрд рублей. Из них по жалобам юридических лиц – 1,27 млрд рублей, по жалобам индивидуальных предпринимателей – 7 млн рублей, по жалобам физических лиц – 9 млн рублей.

Удовлетворено жалоб на сумму 139 млн. руб. (10,8%). Из них по жалобам юридических лиц 137 млн. руб. по жалобам индивидуальных предпринимателей – 1 млн. рублей, по жалобам физических лиц – 1 млн. рублей.


ФНС России утвержден порядок представления жалоб (апелляционных жалоб) в электронной форме по ТКС. Минюстом России 30.01.2020 зарегистрирован приказ ФНС России от 20.12.2019 №ММВ-7-9/[email protected], устанавливающий форму, форматы, порядок заполнения и представления таких жалоб. Также данный приказ утверждает порядок направления решений (извещений) налоговых органов по ним в электронной форме.

Налогоплательщики могут использовать утвержденные форматы при направлении жалоб (п. 1 и 2 ст. 139.2 НК РФ) на ненормативные решения инспекций и действия (бездействие) их должностных лиц в вышестоящие налоговые органы. Обращаем внимание, что представленная по ТКС жалоба должна быть подписана усиленной квалификационной электронной подписью лица, подающего жалобу, и направлена через оператора электронного документооборота. Налоговый орган может сообщить по ТКС время и место ее рассмотрения (в случае необходимости), информацию о приостановлении или об отказе в приостановлении исполнения решения инспекции, а также сведения о продлении срока рассмотрения жалобы и решение по результатам рассмотрения жалобы. Подача жалобы по ТКС помогает упростить и оптимизировать взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков.

В 1 квартале 2021 года по ТКС поступило 12 жалоб, что составляет 14% от общего числа поступивших жалоб.

Узнать о жалобе можно с помощью сервиса «Узнать о жалобе» на сайте ФНС России, в котором можно получить следующую информацию:

• дата поступления обращения в налоговый орган, рассматривающий обращение, и входящий номер;

• срок, к которому должно быть рассмотрено обращение;

• информация о продлении срока рассмотрения обращения;

• реквизиты решения (ответа) по обращению (номер и дата);

• статус обращения (в стадии рассмотрения, рассмотрение завершено);

• сведения о результате рассмотрения обращения.

Для просмотра решений, вынесенных вышестоящим налоговым органом, по результатам рассмотрения жалоб налогоплательщиков и иных заявителей поможет сервис «Решения по жалобам» на сайте ФНС России.

Для поиска информации необходимо заполнить хотя бы одно из перечисленных полей (категория налогоплательщика, статья Налогового кодекса, налог или тема налогового спора). При этом в поле «Тема налогового спора» осуществляется контекстный поиск, который подразумевает полное совпадение введенной фразы с частью текста темы налогового спора. Чтобы осуществить поиск с максимальной результативностью предлагается вводить не фразу, а только ключевые слова (к примеру «лизинг», «машина», «вычет» и т.д.).